Отправлено: 30.06.10 19:35. Заголовок: Марина ЗУЕВА и Игорь..
Марина ЗУЕВА и Игорь ШПИЛЬБАНД. НАШИ ЛЮДИ В ДЕТРОЙТЕ
На чемпионате мира в Гетеборге сразу три танцевальных дуэта Марины Зуевой и Игоря Шпильбанда оказались в первой шестерке, причем самый юный из них - канадцы Тесса Виртю и Скотт Моир - получил серебряные награды.
СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Зуева и Шпильбанд оказались за океаном приблизительно в одно время. Марина еще в России работала постоянным хореографом Екатерины Гордеевой и Сергея Гринькова, потом перебралась в Оттаву, продолжая ставить программы легендарной паре, а после того, как фигуристы стали двукратными олимпийскими чемпионами в Лиллехаммере, продолжила сотрудничество с ними на профессиональном льду. Когда Катя после внезапной смерти Сергея стала выступать в одиночном катании, Зуева по-прежнему оставалась рядом. А потом уехала в Детройт.
Американская карьера Шпильбанда складывалась куда более драматично. В 1990-м он и еще трое спортсменов театра Татьяны Тарасовой решили не возвращаться в Россию после очередных гастролей. И именно в Детройте началась тренерская карьера Игоря. Сначала он занимался сразу на нескольких катках со всеми желающими, чтобы хоть как-то сводить концы с концами, затем начал появляться результат. Первой серьезной парой тренера стали многократные чемпионы США Элизабет Пунсалан/Джерод Суоллоу, второй - Танит Белбин и Бенджамин Агосто, с которыми Шпильбанд и Зуева уже работали вдвоем. В 2002-м эти фигуристы впервые стали чемпионами мира среди юниоров, а четыре года спустя завоевали серебро на Олимпийских играх в Турине.
Столь же стремительным получилось восхождение канадцев Виртю и Моира. Юниорский чемпионат они выиграли в 2006-м. Год назад с первой же попытки вошли в шестерку взрослого чемпионата мира. В Гетеборге выиграли у чемпионов произвольный танец, и, естественно, о 18-летней Тессе и 20-летнем Скотте тут же заговорили как о наиболее вероятных претендентах на золото Игр в Ванкувере.
Впрочем, настроение тренеров в день этого интервью было отнюдь не радостным. Танит Белбин неожиданно упала в обязательном танце, и дуэт, которому до начала соревнований уверенно прочили чемпионскую корону, оказался за пределами пьедестала. Да и канадцы после оригинальной программы шли на третьем месте, уступая не только лидерам - французам Изабель Делобель и Оливье Шонфельдеру, но и россиянам Яне Хохловой и Сергею Новицкому.
ШПИЛЬБАНД: ТАК НЕ БЫВАЕТ!
- Принято считать, что в танцах тренер не должен иметь в своей группе равнозначных дуэтов. У вас же сложилась прямая конкуренция между Белбин/Агосто и Виртю/Моиром. Это хорошо или плохо? - Ко мне неоднократно просились пары высокого уровня, и я им отказывал как раз по названной вами причине. Равная конкуренция внутри нашей группы сложилась непроизвольно: когда я только начинал тренировать ребят, они были разного уровня. Причем соперничество идет между тремя дуэтами. Мэрил Дэвис и Чарли Уайт даже выиграли у Белбин и Агосто техническую оценку на чемпионате США в янки-польке.
- Это равенство возникло из-за слишком быстрого прогресса молодых или недостаточного - тех, кто старше? - Каждый дуэт и каждый спортсмен развивается по-своему. Одинакового движения наверх не получается ни у кого. Не считаю, кстати, что Белбин и Агосто достигли своего предела. Возможно, они проигрывают в прогрессе на данном этапе, но я продолжаю видеть в них большой потенциал.
- Насколько тяжело одновременно работать с прямыми соперниками? - Нам, наверное, повезло: все наши пары отличает совершенно уникальная доброжелательность по отношению друг к другу. Мы с Мариной в равной степени их любим, одинаково отдаемся работе, поэтому в группе нет даже намека на ревность. Иногда мне самому кажется, что так не бывает, но тем не менее это так.
- Когда из вашей группы на международную арену вышли Белбин и Агосто, о них сразу начали говорить. Сейчас то же самое происходит вокруг Виртю и Моира. Вы, как тренеры, прилагаете какие-то усилия к тому, чтобы дополнительно рекламировать своих спортсменов? - Ничего сверхъестественного мы для этого не делаем. Когда появляется новая интересная пара, она всегда привлекает внимание.
- Но хотя бы на тренировки вы народ приглашаете? - Все занятия у нас открыты, но посторонних на них как-то не бывает. Естественно, когда сезон в разгаре, начинают заглядывать американские журналисты. Особенно перед чемпионатом США. Помимо соревнований существует немало шоу, причем далеко не всегда спортсмены катаются там за деньги. Например, в Хартфорде ежегодно проводятся выступления в поддержку больных раком.
- Выступать в таких шоу - честь или обязанность? - Все наши спортсмены воспринимают подобные приглашения как возможность чем-то помочь людям, которые в этом нуждаются. Точно так же они участвуют в ежегодном шоу "911", все средства от которого идут на поддержку пострадавших в чрезвычайных ситуациях. Безусловно, спортсмен должен иметь имя, чтобы его приглашали участвовать в таких мероприятиях. Мы, со своей стороны, тоже стараемся, чтобы наши ученики постоянно находились в этой обойме.
ЗУЕВА: РОДНЫЕ ДЕТИ
- Могло ли падение Белбин быть следствием того, что в Гетеборг не приехали Оксана Домнина и Максим Шабалин и ваши спортсмены слишком рано почувствовали себя чемпионами? - Я бы не стала говорить, что отсутствие Домниной и Шабалина снизило конкуренцию. Оставались канадцы, французы. Другое дело, что Танит и Бен были готовы к обязательному танцу на сто процентов. Такой готовности у них, поверьте, не было никогда в жизни. Они были абсолютно уверены в своих силах. И, возможно, потеряли концентрацию в конце программы именно по этой причине.
- Как вы вели себя по отношению к Белбин и Агосто? Жалели, утешали, объясняли причины? - И то, и другое, и третье. Это, конечно, был непростой случай - так упасть и потерять все шансы на победу уже в самом начале чемпионата. Но истерик не было. Для себя Белбин и Агосто сделали большой шаг вперед. К тому же сумели доказать самим себе, что даже в столь тяжелой ситуации способны продолжать бороться.
Я всегда говорю спортсменам: кто много делает, тот чаще ошибается. И в этом нет ничего трагичного.
- Каждый раз, когда я беседую с вами о ком-то из спортсменов, меня не покидает ощущение, что для вас они - родные дети. Как же должен чувствовать себя тренер, когда детей такое количество и все они бьются за одну медаль? - Они действительно родные и любимые. Но мне кажется, что, когда их много, тренерам, как и родителям, проще принимать правильные решения. Это с одним постоянно ошибаешься. К тому же многим вещам спортсмены в этой ситуации учатся друг у друга.
- Какая из ваших трех пар наиболее честолюбива? - Каждый спортсмен честолюбив по своему. Один - в одной паре, другой - в другой. Имена я не хочу называть. Потому что это серьезная психологическая составляющая нашей с ними работы.
- Так, может, перетасовать партнеров? Взять самых честолюбивых, поставить вместе... - Вот этого мы точно делать не будем. Наши пары в каком-то смысле уникальны. Все три катаются вместе по 10 лет. И других партнеров у них не было никогда.
- Канадская и Американская федерации фигурного катания вас как-то поддерживают? - Они частично финансируют подготовку спортсменов. Я, правда, совершенно не в курсе, какие суммы им выплачивают. Игоря несколько раз признавали в США тренером года. В Канаде такой практики нет. Но в обеих странах к нашей работе относятся доброжелательно, и это уже большой плюс.
ШПИЛЬБАНД: О КРЮКАХ И ТВИЗЗЛАХ
- Попытки увести у вас кого-то из спортсменов случались? - Да. Лет пять или шесть назад. Но об этом я говорить не хочу. Речь шла о Белбин и Агосто, от них же я об этих попытках и узнал. Правда, не сразу. Меня тогда даже порадовало, что Танит с Беном сами это обдумали и сами приняли решение.
- Максим Шабалин как-то заметил, что Виртю и Моир - спортсмены уже другого поколения. И даже разминаются на льду иначе. - Во внимательности Максиму явно не откажешь.
- Это на самом деле так? - Безусловно. Тесса и Скотт выросли уже при новых правилах. Четыре года - как раз тот период, который они провели на юниорском уровне. Предыдущим поколениям танцоров не нужно было делать твиззлы в разные стороны. Не нужно было разучивать столько новых вращений, делать такие элементы, как "крюк", "выкрюк".
- Многие тренеры до сих пор относятся к новым требованиям по-разному. Иногда с откровенным неприятием. А вы? - Кое-что действительно вызывает раздражение. В частности, то, что правила меняются каждый год. Например, на следующий год танцорам в качестве обязательных танцев предлагаются пасодобль и венский вальс, но какой именно из этих танцев они будут исполнять, ISU (Международный союз конькобежцев. - Прим. Е.В.) предлагает определять жеребьевкой. Меня, как тренера, это не устраивает. Я хочу досконально понимать, почему моя пара выиграла или проиграла. Что именно она сделала лучше или хуже. Суть состязания в обязательных танцах сейчас заключается в сравнивании дуэтов. ISU же настаивает на том, что должно быть не сравнивание, а оценивание. А значит, все равно, что катать. Но как сравнить два абсолютно разных танца? Что вкуснее - апельсин или яблоко?
- Мне кажется, в этом случае справедливее вообще отменить в обязательных танцах оценку за компоненты, если это сугубо технический турнир. Хотя ISU, насколько мне известно, собирается в ближайшем будущем отменить этот вид программы полностью. - Обязательные танцы сыграли колоссальную роль в развитии нашего вида спорта, но рано или поздно от них все равно отойдут. Точно так же, как отошли от исполнения фигур в одиночном катании, хотя очень долго не хотели от них отказываться. Если мы хотим, чтобы танцы продолжали оставаться интересными для зрителей и телевидения, чтобы они вообще выжили и продолжали развиваться, то другого пути нет. Тем более что ISU однозначно настаивает на сокращении танцевальной программы.
ЗУЕВА: О ДУГАХ И ВРАЧАХ
- Сейчас сезон закончен и что дальше? - Две наши пары выступают в качестве приглашенных звезд в Stars on Ice. Все графики их выступлений нам известны, вплоть до выходных. Сейчас мы планируем отдохнуть и начинать работу над новыми программами.
- Понятие отпуска у вас есть? - Конечно. Если мы с Игорем уедем одновременно на 20 дней, то, наверное, другие наши спортсмены просто разбегутся, как тараканы. Поэтому мы тоже планируем, как и когда отдыхать. Обычно это неделя, не больше.
- Многие тренеры жалуются, что новые правила спровоцировали большое количество травм. Это правда? - Многое зависит от природной растяжки спортсменов. Мы над этим много работаем. Правила на самом деле никого не заставляют ломаться. Кто недостаточно растянут, просто обходится какими-то другими поддержками и элементами. Обязательные танцы, кстати, ничуть не менее травматичны, чем произвольные. Я бы даже сказала, что больше. Особенно медленные. Там слишком велика статическая нагрузка на голеностопы, колени. Нужно ведь стоять на дугах и стоять долго, чтобы они получались солидными и выразительными. Любое положение в обязательном танце, когда нога отведена назад, неестественно для человеческого тела. Идет большая нагрузка на позвоночник. А это тяжело выдерживать. Потому что повторять все эти движения нужно не по сто раз, а по тысяче.
- В вашей группе есть специалисты, которые следят за состоянием здоровья спортсменов? - Конечно. Это входит в план реабилитационной подготовки. Не могу поручиться, что так поступают все тренеры, но в нашей группе это закон. Я слишком долго проработала в фигурном катании, чтобы понимать, насколько это важно. Поэтому с самого начала, как только я начала работать с Игорем, настояла, чтобы со спортсменами работал постоянный врач, физиотерапевт, массажисты. Если кому-то из спортсменов понадобится диетолог, то имеются специалисты и такого профиля. Многие из этих врачей работают с хоккеистами Detroit Red Wings.
Когда мы были на Олимпийских играх в Турине, я специально пошла в центр, где базировалась врачебно-научная группа американской конькобежной сборной. Со всеми перезнакомилась, договорилась, что могу обратиться в любой момент, если нам понадобится их помощь. Спорт - слишком опасная профессия, чтобы пускать какие-то мелочи на самотек.
Отправлено: 01.07.10 03:15. Заголовок: Игорь ШПИЛЬБАНД: «Я ..
Игорь ШПИЛЬБАНД: «Я благодарен всем своим спортсменам»
Канадская танцевальная пара Тесс Виртью – Скотт Моир пропустили этапы чемпионской серии по фигурному катанию в этом сезоне. О том, почему это произошло, о своих многочисленных учениках и о работе в США журналу «ОП» рассказал тренер по фигурному катанию Игорь ШПИЛЬБАНД.
-- Игорь, прежде всего, что произошло в Тесс? -- Я не вполне владею медицинской терминологией. Но ясно одно, что Тесс была необходима операция. У нее произошла закупорка сосудов на ноге. Долгое время фигуристка каталась через очень сильные боли, терпела. Нам ничего не говорила, потому что по характеру Тесс – очень терпеливая девушка. Но сейчас операция позади. Дело идет на поправку. Мы планируем, что фигуристы смогут принять участие в «Турнире четырех континентов» и выступят на чемпионате мира.
-- После блестящего выступления на чемпионате мира в Гетеборге интерес к этой паре значительно возрос. Из каких семей эти фигуристы, кто их родители? -- У Скота мама -- тренер по фигурному катанию. У него еще три старших брата. Один из них катался. И в свое время я помогал ему ставить программы. Семья среднего достатка. У Тесс папа – адвокат. Они более состоятельные, чем семья Скотта. Вообще, надо сказать, что и Тесс и Скотт очень мотивированные спортсмены, как, впрочем, все мои ученики. Их не нужно подгонять, а временами даже наоборот, необходимо сдерживать.
-- Родители ваших учеников каким-то образом участвуют в процессе подготовки, присутствуют на тренировках? -- Все очень индивидуально. Например, родители Тесс и Скотта живут в Онтарио. А это три-четыре часа езды до того места, где мы работаем в Детройте. И дети живут одни. Мама с папой навещают их, как правило, раз в месяц. Но на выходные ребята могут ездить домой. Но есть и такие родители, которые очень много времени проводят на катке. У меня катается юниорская пара Шобутани. Они японского происхождения. Так вот мама с пяти утра уже на катке, и все снимает на камеру. Я не против, если ей это нужно.
-- В конце прошлого сезона вы расстались с парой Бельбан – Агосто. Вы испытываете сожаление по этому поводу? -- Конечно, я сожалею. Я бы покривил душой, если сказал, что мне это было безразлично. Как могут быть безразличны ученики, с которыми работал 10 лет.
-- Как вы сейчас смотрите на эту пару -- оценивающе? -- Сложный вопрос.
-- Но вы же наверняка следите за ними? -- Безусловно. Я видел их на «Скейт Америка», и мне любопытно было рассмотреть, что поменялось в их катании.
-- Увидели? -- Это был первый этап Гран-при, начало сезона, и делать какие-то выводы рано. Естественно, возвращаясь к предыдущему вопросу, ты смотришь на пару, которую не видел достаточно долго, несколько иначе. Но оценить их катание, их программы объективно очень сложно. Какие-то вещи бросаются в глаза, те, что раньше не замечал. Но снова повторю, оценить объективно мне очень сложно.
-- Как вы думаете, то, что американская пара сейчас тренируется не у американских, а у российских тренеров играет какую-то роль для руководства американской федерации? -- Я думаю, что для американской федерации фигурного катания важно, чтобы Танит и Бен хорошо катались. И не важно, у какого они тренера, из какой страны.
-- Когда вы начинали работать в США тренером, создавали свою школу, у вас перед глазами была какая-то определенная модель? -- Нет, все создавалось постепенно, из кусочков. Если говорить откровенно, то на тот момент, у меня не было достаточного тренерского опыта. В США существовала другая система, и копировать советскую было бессмысленно. Я, конечно, пытался брать и переносить что-то из того, чему научился сам. Ведь я тренировался у очень талантливых учителей – Людмилы Пахомой, Татьяны Тарасовой в шоу, тренировался с Торвилл и Дином... Мне очень помогали американские специалисты, затем Марина Зуева, которая имела огромный опыт в СССР, в частности, с парой Катя Гордеева – Сережа Гриньков. Сейчас у нас в группе есть специалисты, которые работают с видеокамерами над отдельными элементами. Есть балетмейстеры. В общем, у нас сложился дружный коллектив.
-- В ЦСКА, где вы тренировались, было много тренеров, которых называли «диктаторами»? Вы можете причислить себя к таковым, или Америка не позволяет подобных методов? -- Я не знаю, что такое тренер-диктатор. Все мои ученики очень исполнительные. Я считаю, что хороший тренер должен слушать спортсменов и понимать, что им нужно. Когда спортсмен выходит на определенный уровень, то он сам хорошо чувствует и свое тело, и многие другие вещи.
-- Но, например, американский фигурист Джонни Вейр как-то сказал, что ему был необходим тренер советской школы, который заставлял бы его работать? -- Все спортсмены разные. И кто-то из них действительно нуждается в большей мотивации, чтобы его заставляли работать, тренироваться. Но мне, наверное, повезло. В моей группе собрались очень мотивированные ребята. Часто их нужно даже сдерживать, а не подгонять. Как, например, Чарли Уайта на этапе Гран-при в Москве. Желание показать себя у него было настолько велико, что он в азарте сорвал элементы, которые исполнял с закрытыми глазами.
-- В недавней беседе со мной известная советская фигуристка Ирина Роднина сказала, что не уверена, если бы Шпильбанд или Морозов остались в России, то состоялись бы они здесь как тренеры. Как бы вы прокомментировали ее слова? -- Мне очень трудно рассуждать на эту тему, потому что я никогда не тренировал в России. Здесь другие законы, все поставлено по-другому, не так, как в США. Я считаю, что в Америке мне очень повезло. И с местом, где я оказался и смог работать. И со спортсменами. Со всеми без исключения. Всем спортсменам я очень благодарен, потому что многому научился у них. И учителям, которые у меня были и в Союзе, и в США. Не могу сказать, что если бы я остался в России, то не состоялся бы как тренер. Может быть, все равно что-нибудь получилось.
-- То, что сейчас в фигурном катании появилось так много интернациональных, на ваш взгляд, нормальный процесс? -- Я не против этого. Наш спорт не такой огромный, и наш мир в силу технического прогресса все больше сближается. Если создание интернациональных пар помогает развитию фигурного катания, то почему нет. Ведь если мы увидим уникальные программы в исполнении девочки из России и, скажем, мальчика из Польши, то выиграют все. Так что, мне кажется, в этом процессе больше плюсов.
Отправлено: 01.07.10 03:17. Заголовок: SELF-MADE IN USA ..
SELF-MADE IN USA
Многие российские фигуристы, добившись спортивных успехов на родине, уезжают в США, чтобы сполна получить уже положенные «по рангу» дивиденды в виде денег и признания. Однако есть и такие, кому Америка совсем не гарантировала благополучия. Лучший тренер США по танцам на льду Игорь Шпильбанд и двукратные чемпионы мира среди профессионалов Елена Леонова и Андрей Хвалько - из категории людей, для которых в английском языке существует специальная характеристика self-made - «сделавшие себя сами».
БЕГЛЕЦ ПОНЕВОЛЕ
Выдающийся тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова, которая, уйдя из спорта в 1988-м, одной из первых решила создать собственное профессиональное шоу на льду «Все звезды», довольно быстро обнаружила, что звезд - в привычном понимании этого слова - в стране не так уж много. А значит, надо брать в коллектив и тех, кто так и не добился выдающихся титулов, выступая в большом спорте.
Так в ансамбле в числе других появились Гоша Сур, Елена Крыканова, Вероника Першина, Игорь Шпильбанд.
Но вскоре во время гастролей «Звезд» по Америке произошло ЧП: накануне возвращения домой, когда труппа ненадолго остановилась в Нью-Йорке, вся четверка ушла из гостиницы и не вернулась обратно. Поступок казался по тем временам чудовищной глупостью: остаться в чужой стране без денег, языка, перспектив на работу, а главное - навсегда обрубить себе возможность вернуться домой, где у всех четверых остались родители, друзья, просто близкие люди...
Вспоминая о случившемся через много лет, Игорь признался, что сам вовсе не планировал побега. Просто по просьбе ребят вынес из отеля сумку с чьими-то вещами и попался на глаза знакомому фигуристу. В тот момент и понял: вернется - обвинят в предательстве, пособничестве. А значит, по возвращении в Москву... Короче, остаться в Америке показалось куда спокойнее.
РАБОТАЛ, ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ
Первый месяц вся четверка беглецов провела в Нью-Йорке.
- Мы сняли квартирку на те деньги, что заработали в туре, - вспоминал Шпильбанд. - Спальня, прихожая и кухня, но как-то все помещались. На то, чтобы жить раздельно, не было денег, а главное - мы были настолько напуганы содеянным, что боялись отлучиться друг от друга хоть на минуту. О том, что мы пытаемся найти хоть какую-то работу, знали несколько американских фигуристов и всячески пытались помочь.
Проблема заключалась в том, что нас было четверо. Ехать куда-либо поодиночке мы отказывались наотрез. Ну а потом крупно повезло: всем четверым пришло приглашение из Детройта. Сначала туда слетали Гоша с Вероникой, встретились с президентом клуба, обсудили детали. Договорились даже о том, что первое время мы сможем жить в семьях членов клуба. Пока не обустроимся.
- С чего началась тренерская работа?
- С того, что пришлось заниматься со всеми желающими. От совсем маленьких детей до пожилых людей, которые хотели просто научиться кататься под музыку. На танцы в Детройте поначалу отводилось всего два часа в неделю. Естественно, денег не хватало, и я начал искать работу в соседних городках. Было время, когда тренировал на четырех разных катках. Наматывал по 250 миль в день.
О спортивной работе, естественно, почти не думал - не до того было. Но со временем в детройтской группе появилась способная девочка - Джессика Джозеф. Чуть позже в одном из городов я присмотрел мальчика ей в пару - Чарли Батлера. Поставил простенький танец. И уговорил родителей мальчика два раза в неделю привозить сына на тренировки в Детройт. В 1995 году Джозеф и Батлер выиграли юниорское первенство мира.
УХАБЫ ПРОФЕССИИ
В 1999-м чемпионами мира среди юниоров у Шпильбанда стали Джеми Сильверстейн и Джастин Пекарек (с мальчишкой тренер возился с самого начала своей американской карьеры, поскольку именно семья Пекареков предоставила Игорю и его невесте Веронике кров). Затем Джеми и Джастин заняли 12-е место на взрослом чемпионате мира в Ницце, запомнившись специалистам ярко выраженной индивидуальностью на льду и интересной техникой.
- Думаю, мне повезло в том, что с самого начала не было возможности работать с выдающимися спортсменами, - сказал как-то Шпильбанд. - Поскольку уроки брали совершенно разные люди, в том числе и те, кто был совершенно неспособен к фигурному катанию, индивидуальный подход приходилось искать к каждому. И всех учить по-разному. Сейчас у меня есть привилегия выбирать тех, кого считаю нужным, но до сих пор очень люблю возиться с начинающими.
Несмотря на приобретенную финансовую стабильность, проблем в работе у Шпильбанда хватало. По разным причинам у него распались сразу две сильные пары (в том числе Джозеф - Батлер). Не так давно перестал тренироваться и Пекарек. Видимо, в какой-то момент спорт показался фигуристу чересчур сложным занятием.
Игорь рассудил спокойно: «Что поделаешь: Америка предоставляет молодым людям очень большой выбор деятельности. Переживать такие ситуации непросто - ученику ведь отдаешь много лет собственной жизни. Но в тренерской работе это нормальное явление».
ГЛАВНАЯ ПАРА АМЕРИКИ
Элизабет Пунсалан и Джерод Суоллоу пришли к Шпильбанду в непростой для себя период. В 1992-м фигуристов в последний момент отстранили от олимпийской команды, хотя оба успели даже приобрести билеты в Альбервилль для собственных родителей. Через два года в Лиллехаммере, всего за неделю до Игр трагически - от рук собственного сына - погиб отец Лизы. Выбитые из колеи фигуристы заняли лишь 15-е место.
Кстати, на протяжении всех этих лет главным соперником Игоря в какой-то степени становился Гоша Сур: вместо тренерской работы фигурист предпочел кататься сам. Нашел партнершу-американку, получил гражданство. На чемпионате мира-93 пара Сур - Рене Рока заняла 11-е место. Через год - десятое. А вот следующий сезон стал своеобразным триумфом Шпильбанда: пять первых мест на чемпионате США заняли его дуэты. Пунсалан - Суоллоу удалось прорваться в десятку чемпионата мира. В 1997-м они оказались уже шестыми.
А в следующем году вдруг ушли из любительского спорта. Причиной послужила столь частая в танцах необъективность: на чемпионате мира-98 американцы катались блестяще. Но снова остались на прежней позиции - все места выше оказались расписанными заранее. В 1999-м Пунсалан и Суоллоу были впервые приглашены на профессиональное мировое первенство и уверенно победили. Через год стали чемпионами снова.
Собственно, именно появление соотечественников в стане профи заставило главного организатора World Professional - двукратного олимпийского чемпиона Дика Баттона отказаться от мысли исключить танцы из программы своих чемпионатов. Именно победы Пунсалан и Суоллоу заставили американцев заинтересоваться видом, до этого не вызывавшим у них никакого интереса. И, естественно, прибавили баллов Шпильбанду.
Когда мы традиционно встретились в Вашингтоне в декабре прошлого года, тренер уже двукратных чемпионов мира, отец очаровательных малышей Максима и Кати, владелец собственного и очень красивого дома в Детройте, вспоминая о давней истории бегства, без всякого сожаления пожал плечами: «Молодой был, глупый... Наверное».
УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ
Еще раз вспомнить театр Тарасовой заставила в Вашингтоне и победа в парном катании (тоже вторая подряд) Елены Леоновой и Андрея Хвалько. Лена дважды становилась чемпионкой мира среди юниоров, но когда пришла пора выходить на взрослый уровень, начались разлады с тренером. В 1993-м оказалась у Тарасовой.
Танцевала сначала вторые роли в «Спящей красавице», затем все подряд в «Золушке». Через пару лет попросила найти ей постоянного партнера. Тарасова и предложила Хвалько, который до этого успел поработать в московском балете на льду, затем - в театре Бобрина. Дебютным для пары стал спектакль «Красавица и чудовище».
Однако спокойствие длилось недолго: в театре наметились серьезные проблемы, труппа разваливалась на глазах, а сама Тарасова не скрывала намерений вернуться в спорт.
- Это был очень тяжелый период, - вспоминала Леонова. - Нам безумно нравилось в театре, к тому же работа хорошо оплачивалась. Но когда все начало рушиться, в шоке были многие.
Мы сами были готовы ухватиться за любую работу. На всякий случай послали кассеты с записями своих программ в известное американское шоу Disney on Ice и неожиданно получили приглашение на главную парную роль - ветра - в спектакле «Покахонтас». Выяснилось, что пленку увидела Сара Кавахара - главный диснеевский хореограф. Она как раз набирала труппу и ее заинтересовали наши поддержки...
... На поддержки фантастической красоты и виртуозности в исполнении тарасовских фигуристов я обратила внимание и сама (была приглашена на гастроли театра в Англию в 1994-м, когда в репертуаре была «Золушка»). Маленькие театральные сцены диктовали необходимость придумывать нестандартные решения.
Наиболее сильное впечатление произвела невероятная сцена: шесть пар на ледяном 12-метровом пятачке стремительно несутся в вальсе на расстоянии вытянутой руки друг от друга. При этом партнерши парят в воздухе в поддержках. И ни единого повтора в движениях...
НАЗАД В БУДУЩЕЕ
Благодаря контракту с Disney on Ice Леонова и Хвалько приобрели машину, жилье (к тому времени пара успела пожениться, съездив между выступлениями в Рино, где их расписали всего за 45 минут в присутствии взятого напрокат за 20 долларов профессионального свидетеля). Единственное, чего не хватало для полного счастья, - возможности соревноваться.
- Мы просто не знали, как подступиться к профессиональному спорту, - рассказывал Андрей. А в ноябре 97-го случайно узнали, что на одном из турниров серии US Open - Challenge Cup - могут выступить все желающие. Эти соревнования являются как бы отборочными: набрал нужное количество очков - имеешь право выступить в следующем этапе: Master Cup. К своему большому удивлению, мы выиграли и первый и второй. А еще через две недели нас пригласили на чемпионат мира. И мы сразу стали третьими.
Дику Баттону, как в свое время и Кавахаре, приглянулся оригинальный стиль российских фигуристов. Начав в тарасовском театре повторять поддержки, придуманные другими, Леонова и Хвалько дофантазировались на льду до того, что зрителям порой приходилось замирать не только от восторга, но и от ужаса: то, что пара вытворяла в воздухе, сделало бы честь и профессиональным акробатам.
В 1999-м Леонова и Хвалько выиграли чемпионат, несмотря на участие в нем таких соперников, как олимпийские чемпионы Оксана Казакова - Артур Дмитриев и вице-чемпионы Игр-92 Елена Бечке - Денис Петров. Вернувшись в соревновательный спорт, с которого начинали когда-то в России, фигуристы прорвались на качественно новый виток карьеры. Времена, когда пару приглашали в третьеразрядные шоу (и то в лучшем случае открывать общую программу), стремительно уходили в прошлое.
После второй победы Лена и Андрей прочно закрепились в категории звезд первой величины. А главное - сами стали чувствовать себя таковыми. Иначе, наверное, вряд ли рискнули бы взять для произвольной программы «Болеро», танец, который до сих пор ассоциируется у фигуристов (а потому и отбивает охоту повторять) с блистательными Джейн Торвилл и Кристофером Дином.
- Мы отдавали себе отчет в том, что идем на большой риск, - призналась Лена после победы. - Но потом я сказала себе: «Мы не танцоры, и ни в коей мере не претендуем на лавры англичан. Но и считать «Болеро» их «вотчиной» не собираемся. Это просто музыка». Работать же мы не боялись никогда. Театр Тарасовой в этом отношении - хорошая школа.
После проката «Болеро» в Вашингтоне, зал провожал чемпионов стоя!
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ БАЛА
В хитросплетениях судьбы бывает много моментов, которые при желании можно расценить как некий знак. Можно вспомнить, например, ту же «Золушку», в которой Леонова начинала с третьестепенных персонажей и все-таки добралась до партии сказочной героини. Но вспоминается почему-то совсем другое.
Когда Тарасова уже вновь вернулась в спорт, сделав Илью Кулика, Оксану Грищук и Евгения Платова чемпионами Игр-98, я как-то спросила, не осталось ли у нее в душе чувства вины перед оставленными ради спорта артистами театра. «Нет, - последовал спокойный ответ. - Я успела научить их главному - профессии...»
О пятой симфонии Густава Малера, романтике Вирту – Мойра, акробатах цирка "Дю Солей" и своеобразном возвращении Тессы на лёд – во второй части интервью Марины Зуевой.
1 ноября 2009 года, воскресенье. 17:36 Автор: Надежда Баранова, "Чемпионат.ру"
— Для Вирту - Мойра вы действительно взяли композицию не самую известную в мире фигурного катания. — Пятая симфония Густава Малера, на мой взгляд, одно из гениальнейших музыкальных произведений, но мало кто знает этого композитора. Знают Чайковского, Моцарта – в некотором роде популярную классику. И мне очень хотелось вынести эту музыку на суд общественности. Ещё учась в институте на отделении балетмейстерства, я очень чётко представила, как должен выглядеть танец под неё. И ждала, ждала очень долго, когда придут исполнители.
— И вы поняли это сразу, когда к вам пришли Тесса и Скотт? Они ведь были ещё детьми. — Но и не совсем малыши, скорее – подростки, тинейджеры. 14 и 16 лет. И уже было видно, что в мальчике развивается мужчина, а в девочке – женщина. Главное, ещё тогда у них уже было удивительное чувство музыки и умение передавать эмоцию в движении. Поэтому я считаю их уникальной парой.
— Пятую симфонию Малера трактуют по-разному. Вы видите в ней именно светлую сторону? — Абсолютно. Это моё восприятие этой музыки. Свет, радость, движение в будущее. Знаете, у Малера была возлюбленная Альма Шиндлер, пианистка. И когда он написал эту симфонию и положил перед ней на рояль листы с партитурой, Альма, прочитав ноты, поняла, что ей делают предложение. Как же это может быть не светлым произведением? Я знаю, что некоторые балетмейстеры дают более трагичную интерпретацию. Но из более чем 20 исполнений этого произведения я выбрала наиболее светлое. То, что ближе всего Тессе и Скотту.
— В этом сезоне вы снова решили показать эту пару романтичной. — На самом деле, идея у меня была готова ещё год назад. Но чтобы лучше показать эту программу в олимпийский сезон, тогда мне нужно было поставить что-то другое, что-то совершенно противоположное. И в прошлом сезоне у них в произвольном был модерн - Пинк Флойд The Great Gig In The Sky, интересная программа, совершенно не похожая на то, что они делали раньше. Они доказали, что умеют быть и такими. Но по романтике в их исполнении соскучились. И теперь я слышу не только от поклонников, но и от специалистов: "Как хорошо, что Тесса и Скотт снова танцуют романтику".
— А самим ребятам вы говорили об этом замысле? — Нет, не говорила никому. И хотя точно знала, что программа есть, предлагала: давайте, выдвигайте идеи. А сама незаметно подводила к тому, чтобы они поняли: вот это их. Именно под эту музыку и именно в этом сезоне они будут исполнять свой произвольный танец.
— Как долго создавалась программа? — Очень быстро. Ведь у меня уже был выстроен образ в голове. Конечно, потратили какое-то время на доработку. Игорь Шпильбанд делал дорожки шагов.
— Поддержки опять же. Поддержки танцоров вашей группы уже вошли в поговорку. Это правда, что вы приглашали акробатов из цирка "Дю Солей" для работы над ними? — Для нас это большое, отдельное направление работы. Всё началось два года назад. Дело в том, что у Тессы и Скотта разница в росте небольшая, что тяжело для поддержек. Когда они были второй парой в сборной Канады после Мари-Франс Дюбрель и Патриса Лаузона, я видела, что технически и эмоционально они уже готовы соперничать с ними. Но вот по поддержкам шло отставание.
И тогда сначала мы пригласили гимнастов, с которыми ребята начали делать упражнения на развитие координации. А я сама за это время перелопатила уйму литературы. Вспомнила всё то, что сама использовала в парном катании, изучала историю этого вида, отмечая, какие поддержки были бы теперь интересны в танцах. Очень много книг прочитала по истории балета. А вот уже после – мы действительно пригласили специалистов по акробатике, нам здесь посодействовала канадская федерация по фигурному катанию.
Акробаты помогли сделать придуманные нами поддержки менее опасными и более легкими в исполнении. Ведь важно было, чтобы спортсмены не получили травму, исполняя эти элементы на тренировках и соревнованиях. Всё это вместе и дало такой мощный толчок. Плюс, конечно, желание самих фигуристов. Ведь на изучение каждой поддержки уходит в среднем два месяца. Это тяжелый труд. И они сами сознательно по полчаса в день занимаются исключительно поддержками.
— Вирту - Мойр в прошлом сезоне пропустили всю серию Гран-при из-за операции на ногах, которую перенесла Тесса. Они не могли кататься в полную силу, и в этом сезоне в каком-то смысле тоже возвращаются. Для них это дополнительное давление? — Вы знаете, когда произвольный танец был готов, я повезла Тессу и Скотта на местные соревнования в Канаде. Уже в августе. Видео проката попало в Интернет, его выложили на YouTube – и я была рада этому, хотя мне говорили: "Ты что, ещё так рано!" А я решила: пусть все видят. Потому что, когда программу показывают на соревнованиях уже в августе, да ещё на таком уровне, – сразу пропадают вопросы о том, болят ли ещё ноги и готовы ли спортсмены выступать.
Отправлено: 01.07.10 03:21. Заголовок: Шпильбанд: с удоволь..
Шпильбанд: с удовольствием потренировал бы российскую пару
Тренер фигуристов Игорь Шпильбанд, который вместе с Мариной Зуевой привёл американскую и канадскую пары к медалям Игр, рассказал, что разговаривал с руководителем российского фигурного катания Валентином Писеевым о возможности работать с российскими спортсменами.
"Чувства за успех двух пар меня просто переполняют, вот только выразить их сложно. Просто не верю в случившееся.
Эти две пары постоянно пересекаются на тренировках. И уделяю я им ровно столько внимания, сколько и остальным подопечным. Просто тщательно составляю расписание, и все ему следуют.
С удовольствием потренировал бы российскую пару, но для этого она должна приехать ко мне в Детройт. Мы как-то обсуждали с президентом Федерации фигурного катания России Валентином Писеевым возможность моей работы в России, однако конкретное предложение так и не прозвучало", — цитируют Шпильбанда "Известия".
Отправлено: 01.07.10 03:23. Заголовок: Тренеры олимпийских ..
Тренеры олимпийских чемпионов Игорь Шпильбанд и Марина Зуева рассказывают о работе с Тессой Вёрчу - Скоттом Мойром, Мэрил Дэвис - Чарли Уайтом и Танит Белбин - Бенджамином Агосто.
Игорь Шпильбанд – имя весьма значимое в современных танцах на льду. В интервью молодой тренер рассказал о последних новостях своей группы и о Яне Хохловой с Фёдором Андреевым.
Игорь Шпильбанд имеет довольно содержательный послужной список, но особой славы он достиг в этом году, сумев подготовить самых молодых в истории олимпийских чемпионов - канадцев Тэссу Вирчу и Скотта Мойра, а также серебряных призёров той же Олимпиады в Ванкувере американцев Мэрил Дэвис и Чарли Уайта. Этим летом в группу к Игорю перешла и знаменитая российская фигуристка Яна Хохлова. На прошедшем в немецком Оберстдорфе турнире "Небельхорн Трофи" Игорь Шпильбанд рассказал об изменениях в правилах и поделился последними новостями его группы.
— В этом сезоне достаточно много изменений в правилах, например, появился короткий танец, запрет на депрессивные мотивы в произвольном... — За те 20 лет, что я тренирую, правила меняются каждый год. Я это уже воспринимаю как неизбежное явление. Когда ещё только начинал тренировать, в танцах даже не было никаких элементов, просто свободная постановка, свободная хореография. Потом появились элементы, потом появились уровни. Теперь вот короткий танец. С одной стороны, это, конечно, революционное изменение, но так как мы уже привыкли к переменам, то нас это не шокирует.
Что касается депрессивных мотивов в произвольном танце, то не думаю, что кому-то было бы интересно сделать постановки на депрессивные мотивы. Но хочется, чтобы палку тоже не перегибали: чтобы был разрешён более широкий диапазон музыки, потому что если говорить о классике, то это музыка, в которой очень тяжело прослушивается ритм. А плохие и хорошие программы будут всегда, независимо от мотивов.
— Какие новости у вас в группе? У вас появились новые ученики? — По сравнению с тем, что было в прошлом году, народу больше не стало. Мы взяли всего две новые пары, а поскольку некоторые уже закончили, то общее количество осталось то же.
Тэсса со Скоттом, несмотря на то что выиграли уже всё что только можно, настроены продолжать соревноваться. Мы с Мариной (Зуевой. — Прим. "Чемпионат.ру") пытались убедить их сезон повыступать в шоу. Им делались очень серьёзные предложения: и свой тур, и своё шоу, и что-то необычное, что-то отдельное от спорта, возможность заработать хорошие деньги. Но они наотрез отказались - хотят соревноваться, и всё. Они молодые, не всё ещё сказали в спорте. И со здоровьем, тьфу-тьфу, всё хорошо. Об окончании карьеры даже речи быть не может.
Мэрил с Чарли абсолютно в той же ситуации, им точно так же предлагали и туры, и немножко расслабиться, пропустить сезон – не хотят ни в коем случае. Мы их с Тессой и Скоттом не разделяем, эти пары — чемпионы для нас. И те, и другие рвутся в бой. Конечно, это тяжело, потому что на Играх они были на пике, а теперь им нужно бы набраться сил. Но они ещё молодые, до конца это не понимают. Наша задача, наоборот, их придерживать. Мотивировать их не приходится.
У Майи и Алекса (Шибутани. — Прим. "Чемпионат.ру") первый сезон выступлений во взрослом разряде. Они оба очень много работали и, на мой взгляд, сделали очень серьёзный шаг вперёд. Думаю, многие судьи и зрители увидят их в этом году совершенно новыми глазами. Сейчас их главная цель - попадание в американскую сборную, в составе которой затем можно будет поехать на чемпионат мира.
Здесь в Оберстдорфе было здорово показать программы, которые соответствуют правилам этого года. Мне они кажутся очень удачными, особенно произвольная. Это просто танцевальная программа, она им очень подходит и очень нравится, видно, что ребята катаются с удовольствием. На них приятно смотреть. Если они просто успешно откатают так, как готовы, то, я думаю, их не смогут не отметить, это поможет в сезоне.
— Российских болельщиков очень интересует, как идёт подготовка у Яны Хохловой с новым партнёром Фёдором Андреевым. — Яна с Фёдором - очень интересная пара, у них очень интересная динамика: Фёдор очень интересен как партнёр, Яна сейчас выглядит в новых красках. По отношению к катанию, по отношению друг к другу они очень гармонируют и очень подходят. Мы надеемся подготовиться и выступить на Кубке России, но торопиться здесь нельзя. Не хочется показывать сырой материал, тем более на Кубке.
— Планируете выступать на чемпионате России? — В этом году мы всё планируем (смеётся)! Сейчас главная задача подготовиться, и мы стараемся пока не думать о том, что будет, если не успеем. Скажу вам честно: мы поставили в пару талантливого фигуриста, очень талантливого исполнителя, который пока только пробует кататься в танцах на льду. Поэтому далеко пока не заглядываем, хотим посмотреть, что получится. Мне кажется, Яне тоже интересно кататься с сильным спортсменом. Он очень многому учится у неё, а в чём-то она тянется за ним. Они сейчас накатывают программы. Когда я вернусь, мы с Мариной будем смотреть уже немножко другими глазами. Обе программы получились интересными, хочется довести их до такого состояния, чтобы их можно было донести до зрителя. Конечно, мечтаем и об Олимпийских играх, и о чемпионате мира, но это сейчас совершенно не главное. Главное – сделать пару, подготовить её. Для нас очень важно то, что мы делаем в настоящий момент.
Осталось отметить, что ученики Игоря Шпильбанда, вчерашние юниоры Майя и Алекс Шибутани, заняли в произвольном танце сенсационное второе место, обыграв таких признанных мастеров, как итальянцы Анна Капеллини и Лука Ланотте. Однако неудача в коротком танце, где Майя, к сожалению, упала при исполнении серии твизлов, не позволила им подняться выше пятого места в общем зачёте. Ещё одни ученики Игоря, выступающие за Литву Изабелла Тобиас и Дейвидас Стагнютас (фигуристы встали в пару только перед этим сезоном. — Прим. "Чемпионат.ру") стали 11-ми.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 12
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет