На форуме: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Завхоз




Пост N: 9332
Болею за: НаХалов и мир во всём мире и порядок в танковых войсках.
Зарегистрирован: 02.12.07
Откуда: Eesti, Tallinn
Рейтинг: 42
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.08.11 14:38. Заголовок: История фигурного катания ..


История[взломанный сайт]

http://www.gazeta.ru/sport/figure_skating2011/history.shtml

от Qwessta

http://www.sports.ru/profile/Qwessta/

Архивные кадры.



Видео

08.02.2010 Воспоминания об Играх до 1956 года

Рассказ об Олимпийских играх до 1956 года.


08.02.2010 Воспоминания об Играх после 1956 года

Рассказ об Олимпийских играх после 1956 года.


08.02.2010 Воспоминания о Турине

Воспоминания об Олимпийских играх 2006 года (Турин, Италия).


20.01.2010 История чемпионатов Европы

История чемпионатов Европы по фигурному катанию. Архивные кадры прошлых чемпионатов.


02.12.2009 История Финалов Гран-при

Василий Соловьёв о Финале серии Гран-при. Архивное видео с соревнований.



http://www.fskate.ru/video/sub9/



«О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...»
(А.С.Пушкин, 1829)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


Завхоз




Пост N: 9333
Болею за: НаХалов и мир во всём мире и порядок в танковых войсках.
Зарегистрирован: 02.12.07
Откуда: Eesti, Tallinn
Рейтинг: 42
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.08.11 14:55. Заголовок: Немного истории в ме..


Немного истории в межсезонье

Cпособ передвижения: КОНЬКИ

Давняя история в вольном изложении


Наверное, было бы опрометчиво объявить Одессу «родиной фигурного катания – или хотя бы – фигурных коньков», но одно известно наверняка: самые первые коньки были найдены неподалеку от Одессы и датирована находка Бронзовым веком. «Коньками», правда, назвать их сложно – судите сами:


Конечно, принимая во внимание, что первыми «коньками» были костяные… и все равно, глядя на эти… на эти вещицы, для меня остается загадкой, каким же образом их крепили к ногам?! Уже в рукописях VII века встречаются сообщения о примитивных костяных коньках, на которых катались жители древнего Лондона.

Кентерберийский монах Стефаниус в своей "Хронике знатного города Лондона": "целые группы молодых людей идут заняться спортом на льду. Они, шагая как можно шире, быстро скользят... Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают берцовые кости некоторых животных и, держа в руках палки с острыми железными наконечниками, по временам отталкиваются ими об лед и несутся с такой же быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты".

Сведения о том, когда были обнаружены первые костяные коньки и где появились первые железные (начало XIII века) – всю эту информацию несложно найти в различных источниках.

- вот они, кстати - первые железные. Но факт остается фактом: человек думал-думал, смотрел-смотрел на застывшую воду и принялся-таки по ней рассекать… Все-таки, человеческая фантазия – непостижимая вещь. Ведь это надо же придумать такое!..

Представьте: вот стоит себе древний человек перед замерзшим озером. Ходить по нему в валенках… или что они там носили? Мокасины! – так вот, в мокасинах ходить по этому озеру – неудобно и скользко. И как ему, этому древнему человеку, только пришло в голову, что, если прицепить к своим мокасинам тонкие(!!) лезвия, можно вообще передвигаться по льду?!

Уму непостижимо, но еще один факт налицо: он таки приделал к своим мокасинам эти костяные лезвия и, набивая шишку за шишкой… (в то, что он взял и сразу заскользил – не верю!) – он явно падал и вставал – и научился-таки скользить!.. В то, что он научился кататься – верю. Но в то, что этот способ передвижения пришел ему в голову… Невероятно. Но вот, тоже приходиться поверить. Нет, только подумать. Ну, можно понять, каким образом люди пришли к идее хождения на лыжах по глубокому снегу – широкие лыжи держат. Но лезвия??? На льду?!..

Как выясняется, подобная идея пришла в голову многим. Первооткрывателя тут назвать сложно, потому что кататься на коньках приблизительно в одно и то же время начали в разных странах. Не думаю ,что новоявленные «фигуристы» из Голландии могли поделиться своими достижениями, пересылая фотки-видео, скажем, англичанам. А англичане – русским, или чехам. Вряд ли. Получается, что в разных странах обучались самостоятельно. Но общее направление появилось. Примерно с конца XIII века «фигурным катанием считалось умение скользить по льду, выписывая красивые фигуры и сохраняя при этом равновесие и элегантный вид».



(Гооль. Датская женщина на коньках.)



(Антверпен. 1553)



И похоже – это им удавалось неплохо.




(Гооль. Датчанин.)

Родиной фигурного катания официально считается Голландия, потому что железные коньки впервые появились именно там. А первые «обязательные фигуры» родились в Великобритании. Первый «клуб конькобежцев» возник в Эдинбурге в 1742 году. Первое издание «Правил по фигурному катанию» вышло в Англии в 1772 году. Автором его был лейтенант Роберт Джоунз, написавший «Трактат о катании на коньках», где подробно описал все, известные тогда элементы и «фигуры».

В Россию первые коньки из Европы привез Петр Первый. Он же придумал новый способ их крепления – прямо к сапогам. Первый «фигурнокатательный» учебник в России вышел в 1838 году и назывался: «Зимние забавы и искусство бега на коньках». В свое время во Франции лучшей фигуристкой считалась королева Мария Антуанетта. (Совершенно не понимаю, откуда тогда взялись в теплой Франции катки, но из песни.. из истории слова не выкинешь)

Принцесса Мэри (Англия) в середине 19 века ввела в моду костюм для фигуристок: он состоял в том, чтобы наполовину подобрать длинную юбку. Немецкий поэт Гёте нередко в беседах с друзьями разбирал достоинства стихов наряду с достоинствами красивых элементов фигурного катания. Гёте неплохо умел кататься на коньках.



(Каульбах. Гете во Франкфурте.)

Увлекался фигурным катанием также писатель Вальтер Скотт. Любил каток Лев Толстой.

Первое международное состязание фигуристов состоялось в Вене в 1882 году. Можно сказать, это и был первый Чемпионат Европы. Вскоре на Европейском горизонте появляется американский фигурист Джексон Гейнтс. Европа замирает в восторге: Гейнтс грациозен и элегантен, его исполнение «фигур» стремительно и неожиданно, его движения четки и утонченны. Вскоре проводится первый в истории Чемпионат Мира. Состязания проходят в Петербурге. Участвуют в Мировом первенстве аж четверо спортсменов…

Qwessta

http://www.sports.ru/tribuna/blogs/qwessta/200537.html

«О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...»
(А.С.Пушкин, 1829)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Завхоз




Пост N: 9334
Болею за: НаХалов и мир во всём мире и порядок в танковых войсках.
Зарегистрирован: 02.12.07
Откуда: Eesti, Tallinn
Рейтинг: 42
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.08.11 15:03. Заголовок: Основатель фигурног..


Основатель фигурного катания - Джексон Хейнс (Jackson Haines)

Способ передвижения - коньки.

Часть вторая: Джексон Хейнс.


Для этой главы я выбрала «особенного героя». Если бы не он, вряд ли сейчас мы с вами беседовали бы о фигурном катании в том виде, в котором оно существует сегодня.

В 1840 году в Чикаго появился на свет ребенок, которому суждено было перевернуть представление о катании на коньках, уже успевшее сложиться в странах Европы. И он его не просто перевернул – именно благодаря ему сегодняшнее фигурное катание многим из нас видится скорее, искусством, чем видом спорта. Итак, 1840 год… Новорожденного звали Джексон Хейнс (Jackson Haines). История скромно умалчивает о детских годах героя – впрочем, эта история вообще о многом умалчивает.

Приходится довольствоваться тем, что есть. Остается предположить, что Хейнс, еще ребенком встал на коньки… ну, или скажем, так: в раннем детстве мальчик привязал к своим ботинкам коньки – это, пожалуй, ближе к истине. Ну, и скорее всего, к катанию на коньках у ребенка были большие способности, да что там – этого даже предполагать не надо – были они, еще какие!..

Безо всяких предположений и догадок – у маленького Хейнса обнаружились выдающиеся способности к катанию на коньках. Сегодня о нем сказали бы – уникальный, выдающийся талант. В те годы стиль катания был так называемым, «жестким», или – английским. Катающиеся старательно выполняли строгие элементы на льду без попыток внесения каких-либо художественных образов. Подростком Джексон отправился в Европу, где учился в балетной школе. Вероятно, там же он получал какое-то образование, хотя об этом нигде не упоминается. А в 17 лет он вернулся в Америку с желанием «все изменить». Похоже, юный Хейнс был по натуре бунтарем.

Так или иначе, итогом его занятий хореографией явилось то, что Джексон стал первым фигуристом, включившим в свои выступления танцевальные движения и музыкальное сопровождение. Какое именно было это сопровождение, остается только догадываться, сведений об этом я не нашла. Возможно, это была скрипка???

Представим себе картину: небольшой застывший пруд (именно на таких катках чаще всего тогда и выступали… ну, когда - выступали) – зима, вокруг – заснеженные деревья и тепло одетые «зрители». А там, на этом катке выписывает замысловатые фигуры юный красавец Джексон – (кто знает, что там были за фигуры?.. может, спирали, или вращения, а может и - дорожки шагов?!) – и все это в сопровождении «живой» музыки. Вот музыкантов на морозе (ну, пусть даже – на очень легком морозце!) я вообразить что-то не могу никак, ни со скрипкой, ни с гитарой или флейтой… вообще – ни с одним из инструментов. Но как-то же он выступал под музыку! А патефон, надо полагать, в 1860-е еще никто не изобрел… Или – изобрел?!.. загадка…

Однако, несмотря на яркий талант и несомненную красоту движений молодого Хейнса, его идеи не встретили большого энтузиазма у американцев. Да что уж там – никакого энтузиазма они не встретили. Стиль нового фигуриста был прямой противоположностью общепринятому.



Он сумел использовать свой балетный опыт – его небольшие программы были изящны, музыкальны, полны стремительных и точных движений. Кроме всего прочего, он придумал нововведение – он начал прикручивать коньки прямо к сапогам. До этого принято было пользоваться ремнями для крепления коньков к обуви. (Прием этот, как я рассказала в первой главе, на самом деле еще раньше придумал еще Петр Первый, но до Америки изобретение Петра так и не доехало, пришлось его изобретать еще раз!).

Новый способ крепления коньков позволил Джексону чувствовать себя на льду устойчивее и легче выполнять прыжковые элементы. (Тут опять-таки остается догадываться и воображать, что ж он такое прыгал?! Потому, как ни Пауль Аксель, ни Ульрих Сальхов, ни Риттбергер, ни кто-то другой из отцов-основателей свои прыжки еще не придумали и человечеству их не подарили. До них оставалось еще почти полвека истории…) Джексон стал первым «конькобежцем», изучившим хореографию и внесшим в элементы ритмику и пластику.

Я бы назвала его – первым настоящим фигуристом в истории. Однако соотечественники не приняли «новый стиль»(такое случается и сейчас, сплошь и рядом), и Хейнс уезжает в Европу. Тогда он еще не знал, что больше не вернется на родину.

Он начал свой тур по Европе в 1864-м году. Хейнс демонстрировал свою программу «Произвольные фигуры» под музыку в Лондоне – там его встретили немного прохладно, и в Стокгольме – где его приняли тепло. Когда же Джексон достиг Вены, его ожидала горячая и восторженная встреча. Европа в лице австрийцев приняла его и полюбила. Вскоре он не только выступал на австрийских катках, он часто выезжал в турне по Европейским странам, а позже начал преподавать в Вене танцы на льду.

В некоторых источников утверждается, что знаменитый Иоганн Штраус был так очарован катанием молодого американца, что написал несколько вальсов специально для его программ(!!). (Кстати, интересно – почему никто из современных фигуристов не использует в своих программах музыку Штрауса, написанную специально для фигурного катания?).

Джексон Хейнс жил и преподавал в Вене, у него появились ученики и последователи, тогда же его признали основоположником школы фигурного катания.



Катки в те годы были, понятно, только естественные, но для них уже появлялись первые закрытые помещения. Известно, что в 1872 году Джексон и его ученик – необыкновенно талантливый юноша Франц Беллази - выступали в Праге «на закрытом катке в театре, в котором были открыты все окна». Каток, таким образом, был залит прямо на сцене. Это явилось смелым новаторством и привлекло массу зрителей.

Выступали они, судя по всему, как сольно, так и в паре – в те годы нередко катались в паре двое мужчин, так как время женщин в ФК было еще далеко впереди. Хейнс обретает огромную популярность и любовь публики. Его изысканное катание неизменно привлекает зрителей. Стиль катания Хейнса стали называть «Международным».

Вот что писал о нем Н. Панин-Коломенкин:

«Еще в 1864 году в Европу прибыл американский фигурист Джексон Гейнц(Хейнс), которому суждено было стать основателем современной нам формы искусства катания на коньках. Его манера катания, совершенно исключительная по красоте и естественной легкости, ритму и музыкальности движений, развивалась, по-видимому, вполне самобытно... Кроме того, в области техники именно он показал впервые в Европе, что ход зависит не только от инерции после толчка, но что при каждом повороте корпуса, связанном с вытягиванием и сгибанием колена опорной ноги, можно получать новое поступательное движение. Этот важный принцип в связи с характером всех приемов Дж. Гейнца оказался фактором неоценимого значения. Но самая большая заслуга Гейнца была в том, что он, как истинный художник, вполне обладал чувством меры, категорически преграждавшим ему путь к крайностям; он понимал, что эстетическая сторона не должна подавляться чисто спортивно-технической, что точность, уверенность и быстрота должны сочетаться с красотой, свободой и естественностью, и сумел поднять свое исполнение на ступень действительного искусства, непреодолимо заражавшего зрителя своей эмоциональностью. Благодаря этому он показал изумленным европейцам совершенно неожиданные возможности исполнения связных последовательностей, стремительнейших фигур и элегантных ритмических танцев в красивейших постановках и грациознейших движениях тела... Влияние его искусства было колоссально. Оно послужило тем толчком, который вызвал огромный качественный скачок вперед и привел впоследствии к образованию новой формы проявления искусства — к международному стилю...»

Фигурист, ставший основоположником современной школы катания, так никогда и не вернулся на родину в Америку, где его все же признали – но лишь много лет спустя после его смерти. Удивительный талант и яркая, насыщенная жизнь этого человека совершенно точно заслуживает отдельного описания в повести, или даже в романе. Но, к огромному сожалению, сведений о нем очень и очень мало.

В Австрии же ученики Джексона, в том числе Карл Корпер, Деметр Диамантиди и Макс Вирт – успешно выступали на первых международных соревнованиях. Известно также, что в дальнейшем эти трое, изучая и перенимая опыт Джексона, совершенствовали свои (а точнее сказать – его!) «фигуры», и позднее опубликовали книгу под названием «Следы на льду». Это вещь стала одной из самых ранних публикаций по фигурному катанию. (сразу оговорюсь – в сети я ее не нашла. Скорее всего, она не существует в электронном виде – либо не переведена на русский язык).

Покажу лишь сохранившуюся обложку этой книги – вот она:



Диамантиди, к тому, же был художником, и часто изображал каток и фигуристов на своих картинах. Среди учеников Хейнса был также Луис Рубинштейн, родом из Канады – именно он потом «привез» стиль своего учителя в Северную Америку. (Луис Рубинштейн – Чемпион Канады с 1883 по 1889 годы, и Чемпион США в 1888, 1889 и 1891 годов.)

Джексон Хейнс прожил всего 39 лет. В 1879 году, в турне, переезжая из Петербурга в Стокгольм, он умер от туберкулеза в небольшой финской деревушке Gamla-Karleby, где и был похоронен. На его могиле надпись: «The American Skating King» - думаю, она не требует перевода.







На этом все о Джексоне Хейнсе. Надеюсь, вам было интересно. Следующая глава будет рассказом о первых Мировых Чемпионатах.

спасибо за внимание!

Qwessta

http://www.sports.ru/tribuna/blogs/qwessta/218224.html


«О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...»
(А.С.Пушкин, 1829)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Завхоз




Пост N: 16101
Болею за: НаХалов и мир во всём мире и порядок в танковых войсках.
Зарегистрирован: 02.12.07
Откуда: Eesti, Tallinn
Рейтинг: 43
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.06.13 13:14. Заголовок: Юрий ЯКИМЧУК: «Занят..


Юрий ЯКИМЧУК: «Заняться историей отечественного фигурного катания меня побудила внучка»





Каждый вид спорта имеет свою историю. Но часто ли мы задумываемся, кто, как и почему берет на себя ответственность найти, собрать и систематизировать разрозненные факты и события?

Сегодня мы начинаем цикл интервью с историком отечественного фигурного катания Юрием Якимчуком о ключевых фигурах удивительного вида спорта. О том, что побудило спортивного летописца заняться этой кропотливой работой, и кому пришла в голову идея в середине Х1Х века соединить музыку и фигурное катание на льду – наш первый рассказ.




-- Юрий Васильевич, так с чего все началось?

-- С того, что мою внучку отдали заниматься фигурным катанием. Не буду рассказывать, чего стоило возить ребенка рано утром из Зеленограда на Стадион Юных Пионеров, который был ближайшим от нашего дома. Это проходили и проходят все родители, определившие детей в спорт. У Кати достаточно рано проявились способности к фигурному катанию, и через какое-то время она оказалась в ЦСКА группе тренера Елены Буяновой.

Однажды после тренировки я задал внучке вопрос, знает ли она, кто с ней работает. В ответ услышал только имя, отчество и фамилию тренера. Сразу решил, что, наверное, это неправильно, и надо бы восполнить существующий пробел.

Сначала подготовил материал о выдающейся спортсменке Елене Водорезовой (Буяновой), затем начал выискивать в газетах все, что публиковалось об отечественном женском фигурном катании. И столкнулся с тем, что зачастую в советской прессе печатали превью, мол, команда выехала на соревнования, а об итогах (поскольку, предположим, спортсменки выступили неважно), ничего не сообщалось.

Словом, я решил окунуться в собирательство фактуры, хотя сам никогда фигурным катанием не занимался. В молодости был увлечен баскетболом, и всегда отдавал предпочтение этому игровому виду спорта. Когда материала набралось прилично, подумал: «А вдруг это заинтересует еще кого-нибудь?» Напросился на прием к руководителю нашей Федерации фигурного катания Валентину Николаевичу Писееву. Он выслушал, предложил в помощники генерального секретаря Федерации Вячеслава Ивановича Зайцева. А тот возьми, да и скажи: «А почему только женское катание? Раз писать, так обо всех видах».

-- Как же вы отважились на такой шаг, ведь сами говорите, что не то, что систематизированного материала не существовало, непонятно было, что считать отправной точкой?

-- Сейчас, оборачиваясь назад, самому не верится, что столько всего было перелопачено. Но, наверное, просто по натуре я человек старой закалки, и раз взялся за что-то, то делать надо добросовестно.

Поначалу пробовал записывать воспоминания спортсменов, тренеров. Но понял, что для истории нужны достоверные факты, а человеческая память – ненадежный источник. Перевернул кипы газет, копался в библиотеках, какие-то материалы находил в книгах, искал места, где раньше располагались катки для фигурного катания…

Все это было непросто, ведь тогда мы жили без Интернета, да и кто я такой? «Человек с улицы», который задался целью написать историю прекраснейшего вида спорта.

Конечно, все это было проделано не зря. Сколько замечательных людей я встретил, занимаясь этой работой. Одни переводили статьи, другие отыскивали редкие фотографии, книги, материалы… Причем, в то время все это делалось бескорыстно. Да и сам я собирал материал без особой надежды, что когда-нибудь рукопись будет издана.

Я умышленно не называю фамилии людей, которые мне помогали. Их очень много, и, не упомянув кого-то, не хочу этим самым обижать. Я всем очень благодарен за помощь и поддержку. Но о двух соавторах все же скажу. Это Вячеслав Иванович Зайцев, с которым (до сих пор удивляюсь как) мы смогли пробить издание двухтомника «Кто есть кто в отечественном фигурном катании на коньках и танцах на льду (Х1Х – ХХ1 век) и Алексей Николаевич Мишин. С Мишиным у нас вышло несколько книг, а началось наше сотрудничество с того, что однажды на чемпионате страны я подошел Алексею Николаевичу, рассказал о своей идее, и он сразу откликнулся, уловил суть проблемы.

К сегодняшнему дню в соавторстве с замечательными людьми вышло несколько книг по истории отечественного фигурного катания. У меня собран еще материал, который я отчаялся издать. Не то, чтобы отчаялся, но, во всяком случае, не питаю иллюзий.

-- Грустно. А между тем, в одной из ваших книг «Фигурное катание в России», написанной с Алексеем Николаевичем Мишиным, есть рассказ об уникальном человеке, который первым соединил музыку и фигурное катание на коньках на льду.

-- Джексон Гейнс (JacksonHaines). Американский танцор-конькобежец, который дал толчок развитию фигурного катания в России как виду спорта.

Упоминания о Гейнсе я нашел в книге нашего первого олимпийского чемпиона по фигурному катанию Николая Панина-Коломенкина, и затем по крупицам – отрывкам, статьям, заметкам попробовал восстановить биографию этого уникального человека, жизнь которого оказалась тесно связанной с Россией.

Известно, что Джексон Гейнс родился в Америке в 1840 году. Но в каком городе – Чикаго или Трой (штат Нью-Йорк) – есть разные версии. Его отец англичанин, мама – немка. В книге Панина-Коломенкина говорится, что отец Гейнса был столяром-мебельщиком. Родители Джексона, видимо, были достаточно обеспеченными людьми, если, имея пятерых детей, могли позволить себе отдать сына в школу для избранных, где француз-наставник обучал Джексона музыке и танцам.

В возрасте 10 лет мальчика вместе с родственниками отправили в Европу, где он брал уроки балета. Николай Панин-Коломенкин называет Гейнса «артистом балета, балетмейстером в Филадельфии». Правда, найти документального подтверждения этим фактам мне не удалось. Но доподлинно известно, что в 1857 году Джексон возвращается в Америку. Родители прочат ему карьеру бизнесмена, но юноша увлечен танцами. И не просто танцами, а выступлениями на льду.

Бесспорно, Джексон обладал незаурядными способностями в фигурном катании. Через год после приезда на Родину талантливого фигуриста уже знали в лучших клубах фигурного катания Бостона и Нью-Йорка, коим членом он являлся. За шесть лет спортивной карьеры Гейнс удостаивался медалей различных обществ.

В 1865 году осуществилась его давняя мечта: он стал чемпионом Америки по фигурному катанию. Именно на этих соревнованиях Джексон впервые катал свои программы под музыку, что до него не делал никто. Однако публика и члены спортивных клубов восприняли его новаторство достаточно сдержанно.

Вскоре после этого события Джексон решает вновь пересечь океан, отправиться в Европу. Трудно сказать, что явилось побудительным мотивом. Скорее всего, главную роль сыграла совокупность причин. Неприятие его новаторского стиля и гражданская война между Севером и Югом, которая шла в Америке пятый год. В поисках средств, чтобы содержать родных, и с целью самореализации Джексон оставляет семью – супругу Альму Богарт, троих детей и едет в Европу. На тот момент Гейнс еще не знает, что в Америку он больше не вернется.

-- В Европе оценили «ледовый театр» Гейнса?

-- Англичане не приняли его театрализации на льду. Однако это обстоятельство нисколько не смутило Джексона. Он едет гастролировать в другие европейские страны, где его ждет ошеломляющий успех.

Не буду вдаваться в подробности. Все факты изложены в нашей книге. Скажу лишь, что в ходе своего европейского турне, как бы сейчас написали современные СМИ, американский фигурист-виртуоз выступал в Берлине, Осло, Стокгольме, Париже, Санкт-Петербурге, Москве и других городах.

Практически вся европейская пресса трубила об американском танцоре-конькобежце. В Берлине в 1865 году на его представлении собиралось до 10 тысяч зрителей. Джексон был «усыпан похвалами от государя до последнего зрителя», -- писали тогда газеты. В тот же год из Берлина Гейнс впервые приезжает в Санкт-Петербург.

-- И как его встретили в России?

-- В России искусство катания на коньках Гейнса произвело настоящий фурор. Интерес к американскому фигуристу был настолько велик, что в течение февраля 1865 года Гейнс ежедневно давал в Санкт-Петербурге по три представления. При этом надо учитывать, что выступал он на открытых катках, которые устраивали на льду Невы, у памятника Петру 1, Таврическом саду… В то время в Петербурге был только один, как бы сейчас сказали, крытый каток – «кушелевская дача» в Полюстрово. Ледовый каток под стеклом был сооружен по распоряжению графа Григория Александровича Кушелева-Безбородко, где Гейнс участвовал в вечерних представлениях.

Как в Европе, так и в России американский фигурист был принят на самом высоком уровне. 7 февраля 1865 года в Таврическом саду Гейнс продемонстрировал свое искусство катания под музыку в присутствии Его Величества Государя императора Александра П, а также царских особ. Государь был так очарован катанием американца, что подарил Гейнсу царский бриллиантовый перстень.

-- А в чем был феномен Гейнса?

-- Феномен Гейнса заключался в том, что он не только уделял большое внимание поиску грациозных позиций тела, рук, ног. Гейнс был автором уникальных элементов и приемов на коньках. Для этого он усовершенствовал систему крепления конька к ботинку. Плюс выступал американец в фантастического покроя костюмах. Но главное, что он первым стал исполнять свои программы под музыку.

Именно благодаря Гейнсу фигурное катание получило возможность развиваться по двум направлениям – черчения на льду рисунков (фигур) и художественной разработки катания. Эти направления и легли в основу соревнований по «школе» и «произвольному катанию».

-- После Санкт-Петербурга Гейнс выступал в Москве?

-- В декабре 1865 года он дал шесть представлений в Саду Эрмитаже Жана Мореля, руководившего тогда всеми общественными увеселениями в Москве, а также выступил в Зоологическом саду на Пресненских прудах.

Причем, Эрмитаж Мореля находился не в Каретном ряду, а в районе Божедомки. Сейчас это место, где пересекается Цветной бульвар с Садовым кольцом. Там, на окраине тогдашней Москвы собиралась изысканная публика, чтобы весело и с толком провести время.

Француз Морель очень сдружился с молодым американским фигуристом. 4 января 1866 года Гейнс даже дал представление в пользу Мореля, выражая тем самым свою признательность. А сборы от выступлений разрекламированного американца были немалые. Но вот, каким удивительным образом переплелись судьбы этих двух людей. Готовя последнее представление Гейнса в Эрмитаже, Морель простудился, и болезнь оказалась настолько скоротечной, что 11 января француз умер -- «сгорел» за несколько часов. Внезапная смерть ставшего близким человека стала для Гейнса невосполнимой утратой. 28 января в Зоологическом саду он дал последнее представление, уехал в Санкт-Петербург. И исчез из поля зрения столичной публики на долгих шесть лет.

-- Выступал в Европе?

-- Да, гастролировал в Европе. Вторично в Санкт-Петербург Гейнс приедет в 1872 году. Но интерес к его выступлениям нисколько не угаснет, а мастерство фигуриста не потускнеет. К слову, незадолго до его приезда в газетах появятся заметки о кончине Гейнса, но это будут всего лишь слухи.

Гейнс уйдет из жизни в 1875 году. 23 июня в финском городе Гамлекарлеблю он скончается от воспаления легких. Похоронят его другом финском городе Коккола, в России, потому что тогда Финляндия входила в состав Российском империи.

-- Почему в именно Коккола?

-- Потому что во время своих путешествий Гейнс встретит девушку из Коккола, в которую влюбится. И покой он обретет рядом с возлюбленной. Такая вот судьба.

Через 80 лет, 28 июня 1955 года, на кладбище Марии в Коккола почитатели таланта Гейнса установят на его могиле надгробный камень.

-- Удивительная судьба, а как мало мы знаем об этом человеке.

-- А между тем именно Гейнса можно считать основателем мирового фигурного катания. Его выступления в Европе и в России произвели неизгладимое впечатление на современников.

Кстати, среди очевидцев первых гастролей Гейнса в Санкт-Петербурге был и 16-летний выпускник гимназии Вячеслав Срезневский, впоследствии основатель и организатор фигурного катания в России, первый председатель Российского Олимпийского комитета. Но о нем наш следующий рассказ.



Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА


http://fsrussia.ru/news/604_yurij-yakimchuk-zanyatsya-istoriej-otechestvennogo-figurnogo-kataniya-menya-pobudila-vnuchka/


я готовлю, как маньяк..(с) Йен Сомерхолдер
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 45
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет




Праздники сегодня

Rambler's Top100